Капитальный ремонт вагонов производится на специализированных вагоноремонтных заводах, для отдельных типов вагонов – в вагонных депо. Они обязаны иметь не только специализированное оснащение, но и документы, подтверждающие их право принимать подвижные составы для ремонтных работ. Основные типы грузовых вагонов проходят капитальный ремонт один раз в десять лет, полувагоны — один раз в семь лет.
Правила капитального ремонта вагонов
Капитальный ремонт позволяет восстановить характеристики грузовых вагонов после определенного периода эксплуатации. Он проводится в соответствии с ремонтной документацией, которая была разработана по требованиям государственных органов. В ходе капитального ремонта съемные комплектующие вагонов демонтируются для проведения их диагностики и наладки. Что касается несъемных деталей, их ремонт проводится непосредственно на вагоне. В случае использования красок, пропиток, дополнительных запчастей и т. п., все они должны отвечать установленным стандартам и иметь соответствующие документы, подтверждающие пригодность для использования в вагоноремонте. Основным документом, который содержит технические требования по проведению такого ремонта, является «Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов». В нем также указаны параметры безопасности и санитарии, допустимые показатели и нормы. Этим пунктам должны соответствовать все подвижные составы, которые прошли ремонт. В этом случае не имеет значения форма собственности предприятия, которое проводит ремонтные работы. Это означает, что даже частные вагоноремонтные заводы обязаны следовать такому руководству. В противном случае вагоны не будут допущены на пути общего пользования.
В ходе капитального ремонта съемные части вагонов отправляют на осмотр для выявления неисправности работы деталей и узлов, производится дефектоскопия и проверка деталей под различными нагрузками. При ремонтопригодности деталей проводится ремонт, если деталь неремонтопригодная, ее заменяют новой или бу ремонтопригодной или освидетельствованной. Ремонт и проверка несъемных деталей проводится прямо на вагоне. Производится покраска вагона и нанесение номера. После такого ремонта вагоны, несмотря на долгие годы эксплуатации, по техническим характеристикам, как новые.
Прием вагонов на капитальный ремонт
Для проведения капитального ремонта принимаются вагоны, использовавшие свой лимит эксплуатации. Также на вагоноремонтные предприятия доставляются поврежденные составы, независимо от того, когда они проходили последний плановый ремонт. Если вагон имеет сильный износ, который превышает допустимые нормы согласно ремонтной документации, и при этом дефекты не могут быть устранены с помощью деповского ремонта, он также отправляется на капитальное восстановление. В тех случаях, когда срок эксплуатации грузового вагона не истек, но появилась необходимость направить его на ремонт, сделать это можно только с разрешения собственника состава. На капитальный ремонт принимаются вагоны различных типов. Основными из них являются: полувагоны, платформы, цистерны, крытые вагоны, специализированные составы. К каждому из видов предъявляются особые требования во время приемки. К примеру, не будут приняты цистерны, которые имеют неочищенные котлы. Что касается крытых или полувагонов, они обязаны быть полностью опустошены от груза и очищены от грязи.
После капитального ремонта
После проведения ремонтных работ все подвижные составы проходят специальную проверку. При этом проверяются не только результаты ремонтных работ, то и наличие дефектов после сварки, покраски и пр. Все они обязаны быть удалены перед выпуском грузового вагона в эксплуатацию. Ответственность за качество ремонта грузовых вагонов несет вагоноремонтное предприятие, проводившее работу. До момента следующего планового ремонта оно отвечает за эксплуатационные характеристики состава. При возникновении каких-либо неисправностей задача по их устранению также ложится на это предприятие.